Игровые приставки: кому это надо и куда все катится
Сейчас я (в меру способностей, популярно и в сжатой форме) попробую рассказать глубокоуважаемой аудитории о терзающих меня "смутных сомнениях". Начну со статистики. Позволю себе простой, но очень наглядный пример. Вот вам суммарные объемы продаж 10 самых популярных игр в США за ноябрь месяц прошедшего года, разбитые по платформам. Ноябрь я взял потому, что у меня нет более поздних цифр по рынку игр для PC, но сути дела это не меняет.
Код:
<TABLE border=1>
<TR>
<TD>Платформа</TD><TD>Суммарный объем продаж Top 10 игр (в шт.)</TD></TD>Cредняя цена игр, входящих в Top 10 (долл. США).</TD>
</TR>
<TR><TD>Playstation 2</TD><TD>3,385,837</TD><TD>48,2</TD></TR>
<TR><TD>Gamecube</TD><TD>1,138,274</TD><TD>48,4 </TD></TR>
<TR><TD>Xbox</TD><TD> 1,052,889 </TD><TD> 47,0 </TD></TR>
<TR><TD>PC </TD><TD> 637,556 </TD><TD> 29,5 </TD></TR>
</TABLE>
Как говорится - комментарии излишни. При этом не забывайте, что в динамике доля PC-игр продолжает уменьшаться, а доля приставок продолжает расти. Иными словами - тот, кто начнет сегодня делать игру для PC и собирается ее делать хотя бы год, тот столкнется с еще более трудным и тесным рынком. Еще следует помнить, что пробиться в десятку лидеров по продажам совсем нелегко. Три тайтла из Top10 приходится на EA, три - на Microsoft, два - это Infogrames, плюс по одному на Take-Two и Vivendi. Значит, если вы "подписываетесь" не с грандами, а с кем-то еще, то ваш "располагаемый бюджет" становятся еще на порядок меньше...
Как говорит мой друг: "не поймите меня правильно". Я не пытаюсь кого-то (будь то издатели или разработчики) учить бизнесу! Да, действительно... рынок PC не умер. И наверняка на нем еще долго можно будет делать бизнес на продуктах c бюджетом до $300 тысяч. И можно с нетерпением ждать, что Китай вот-вот даст всем заработать... Можно. Но мне кажется, что это пустая затея.
Позвольте мне обратить внимание на существующую тенденцию, которая, на мой взгляд, весьма показательна:
Несколько лет назад лидеры западного рынка говорили о том, что PC-игры - "в прошедшем времени". Но они продолжали на нем работать. И середнячки чувствовали себя на этом рынке вполне вольготно.
Два года назад "лидеры" перестали замечать рынок PC-игр. Они выпускали тайтлы, но их было все меньше, и со стратегической точки зрения этот рынок им стал попросту неинтересен. Издатели-середнячки в это время стали интересоваться им уже "постольку-поскольку".
В этом году признаки (пока косвенные, но их изрядно) свидетельствуют о том, что не за горами начало движения крупных издателей против РС-игр. Иными словами это значит, что игры, ориентированные на рынок PC+консоль, будут пользоваться у издателей меньшим спросом, нежели игры, ориентированные только на консоль. Причина? Причина проста: продажи на PC "размывают рынок".
То есть все идет к тому, что PC-игры становятся не просто "неинтересными", но они становятся обузой для рынка.